ШУТ в Таро

Многие, из тех, кто сейчас читает эти строки в той или иной степени знакомы с колодой Таро. Кто-то читал «Путешествие героя». Некоторые знают, понимают или слышали, что 22 Старших Аркана – это Путь каждого из нас по вехам жизни, это – Путь Шута. А кто из нас задумывался о том, кто же такой Шут, которого мы видим в картах. Давайте сегодня познакомимся поближе именно с ним.

Так кто же это? Волшебный дурак, наивный и непредсказуемый. Герой огромного количества сказок, где он выходит победителем из ситуаций, которые «умным» оказались «не по зубам».

Почему? Может быть, потому что решает проблему «не включаясь» в нее. Он как будто бы вне игры, не ведая страха, подходит ко всему спокойно, практично. Согласитесь, что в сложных и запутанных ситуациях такой подход может выручить и нас.

Но принять «дураковский» подход для нас слишком сложно. Этот образ давно вытеснен из пантеона значимых. Уже в XIX веке в колодах Таро он выглядит нелепо, не смотрит, куда идет, вот-вот свалится в пропасть. Быть дураком в технократическом обществе непрестижно, неэффективно. Но при этом мы устаем быть всегда правильными, собранными, дисциплинированными и пр. И он возвращается: во время спонтанных приключений, костюмированных праздников, а также на семинарах новых Учителей, которые рассказывают про «Путь Дурака или…».

Хотя сейчас эта карта перестала обозначать «идиота, которым лучше не быть», чаще указывая на счастливый случай. Но не стоит забывать, что и в глупой ситуации тоже иногда стоит побывать, хотя бы для того, чтобы пережить это, прочувствовать и суметь подняться и идти дальше.

Ведь были времена, когда сильные духом люди намеренно ставили себя в подобные условия. Вспомните блаженных и юродивых. Согласитесь, что это были люди, наделенные особым статусом в мире. В отношении к ним смешивались страх, брезгливость, суеверия и в то же время осознание избранности их Богом. Странствия таких людей расценивались как духовный подвиг. Богословие разделяло юродство природное и добровольное - «Христа ради». Многие святые и подвижники добровольно избирали для себя этот путь. Им приписывался дар ясновидения и ведовства, ведь чуждый миру людей блаженный вступал в особый контакт с неведомым. С такой «божьей болезнью» он мог высмеивать то, что для других было табу. Помните, в «Борисе Годунове» мальчишки доводят юродивого до слез, и он простодушно жалуется на них царю: «Вели их зарезать, как велел зарезать маленького царевича».

Что еще можно сказать об этой карте? Безумие и глупость сменяются беспечностью в колоде Уэйта. Здесь скорее легкомысленность, неискушенность, но последствия нам неизвестны, мы видим лишь начало…

Кем еще может быть этот персонаж? Конечно скоморохом! С одной стороны – юридически бесправен, его могли не пустить в город или прогнать палками, а с другой – каждый уважающий себя правитель обязан был иметь своего шута-скомороха, и ему позволялось то, что было запрещено остальным. А в средневековых пьесах – шут, по сути, являлся голосом истины, помощником угнетенных и… влюбленных. Этакий архетип Пана, согласно которому мир обладает изначальной целостностью, природа наполнена гармонией, а человек от природы беспорочен… и только цивилизация все портит. Это наш Внутренний Ребенок.

В Таро он, как нулевая карта, предполагает переход от неизвестности  Хаоса к выстраиваемому на других картах Космосу. Это точка перехода от свободы и безграничности к потенциалу реальности. Иногда он может символизировать восстановление после разрушения. Играя на руинах старого мира, утешая и отвлекая, дарует надежду на нечто новое. Его энергия участвует в сотворении Мира. Это мудрость юной души, это тот, кто говорит, что ничего не вечно: ни радостное, ни печальное, ни прекрасное, ни ужасное… всегда есть время удивиться этому миру. Этакий Чарли Чаплин или Тиль Уленшпигель. Путешественник, весельчак, плут и забавник, который умеет глубоко чувствовать и по-настоящему любить.

Это детство мира, инфантильное, игривое, ребяческое восприятие реальности. Можно предположить, что опыт Шута связан с каким-то значимым детским опытом. Внутренний Ребенок придает переживанию акцент неизвестности и непонятности, но может проявляться и как изначальный оптимизм.

Шут вне времени, вне пространства. И в то же время он присутствует везде, в каждом. Он есть и его нет.

Еваника Данилкина